загрузка...

Город Венеция

Венеция. Большой канал. Венеция — город в Италии. В прошлом Венецианская республика сыграла выдающуюся роль в истории Средневековья, в том числе и славянских народов. Сегодня это один из крупнейших туристических центров с населением 318 тыс. человек. Венеция состоит из 2 частей: исторического центра (менее 100 тыс. жителей), расположенного на 118 островах Венецианской лагуны, разделенных 150 каналами и протоками, через которые переброшено ок. 400 мостов, и промышленно-портовой материковой части. Островная Венеция — город-музей, морской курорт. Промышленность обслуживает нужды туристов (в исторической части города). Порт Венеции сохранил свое мировое значение. Судьба Венеции является предметом особой заботы ЮНЕСКО, правительства Италии и мирового сообщества. Из-за изменения уровня моря она постепенно погружается в воду, но чтобы спасти этот город, вкладываются немалые средства.

На острове Мурано находятся заводы, производящие знаменитое венецианское стекло; Бурано славится кружевами. На острове Сан-Микеле расположено утопающее в цветах кладбище, где покоятся влюбленные в Венецию Сергей Дягилев, Игорь Стравинский и Иосиф Бродский. В историческом центре поражает теснота и обилие великолепных старинных зданий. Дворцы XV—XVIII веков выстроены в своеобразном венецианском стиле, в котором чувствуется влияние востока (венецианская готика образована из элементов готики и мавританского стиля). Конечно же, туристы знают, что в Венеции улицами служат каналы, главным из которых является Большой канал. Но надо видеть самому эту струящуюся зеленую воду Адриатики и слышать неумолчный плеск воды. Основной транспорт в Венеции — речной трамвай, есть и речное такси, которое обойдется желающим прокатиться гораздо дороже. Исторический вид транспорта — 11-метровая, изогнутая в виде полумесяца гондола. Она сохранила без изменений изысканную форму и строгий черный цвет и предназначена в основном для туристов (стоит она намного дороже чем такси). Система островов отгорожена от Венецианского залива Адриатического моря узкими и длинными островами–косами (Лидо и др.) и соединяется с материком двумя параллельными четырехкилометровыми мостами, один из которых железнодорожный. Прибывающие в Венецию автомобилисты оставляют свои машины в огромном гараже на площади Рима.

Венеция. Гондола возле маленького моста через канал. Несколько раз в год проводятся регаты и соревнования для гондольеров на Большом канале и Венецианской лагуне. Во времена своего расцвета Венеция была городом карнавалов, примерно половину года полагалось ходить в маске. Отсюда ведут начало многие маскарадные обычаи. Венеция также была центром комедии дель-арте, здесь родилась новая итальянская комедия, блестящие пьесы К. Гоцци и К. Гольдони до сих пор удерживаются в репертуаре театров России и мира. Венецианский карнавал и сегодня — самый знаменитый карнавал в Старом Свете, исчисляет свою историю с 1094 года. С тех пор неизменно он длится 10 дней (с 6 по 16 февраля) от праздника Святого Стефано. Блестяще организуются также венецианские биеннале — выставки произведений искусства. И, конечно, никак нельзя забывать про Венецианский кинофестиваль. Венеция для многих европейцев — традиционное место проведения медового месяца.

 

Исторический очерк

Город носит имя древнего племени венетов, которые жили здесь еще до завоевания римлянами. О них мало известно. По-настоящему история Венеции как заметного города начинается с нападения на Римскую империю вождя варваров-гуннов Аттилы, прозванного «бичом Божьим». Спасаясь от гуннов, на острова Адриатики бежали в 452 году многие римляне и жители Северной Италии. Город принял покровительство Византии, которое уберегло его от влияния варваров, заполонивших Италию. Здесь оставался островок латинской культуры. Уже в 697 году был избран первый дож — высшее лицо, которое обладало гражданской и военной властью. В 809 г. центром поселений в лагуне становится Риальтины — архипелаг из 118 островов по обоим сторонам Большого Канала. А в X веке впервые упоминается название Венеция. Уже тогда здесь умели производить лучшее в Европе стекло. Повсюду в Венеции можно встретить изображения крылатого льва с книгой — это символическое (из Апокалипсиса) изображение Святого Марка-евангелиста (Сан-Марко). В IX в. предполагаемые мощи святого были перевезены из Египта в Венецию и захоронены в главном городском соборе. В 1000 г. Дож Пьетро Орсело-второй закрепляет владычество Венеции над Адриатикой. Это знаменательное событие ежегодно отмечается празднованием Festa della Sense (Венчания с морем). В 1172 г. венецианская аристократия и богатые купеческие семьи создают Большой Совет в стремлении ограничить власть Дожа. В разное время в состав совета входило от 35 до 2000 членов. В 1203-1204 гг. венецианский дож Энрико Дандоло сумел направить энергию крестоносцев на взятие Константинополя вместо Иерусалима (секрет прост, все крестоносцы были должны Венеции). Из Константинополя были вывезены чудесные двери, превосходные мозаики, украшающие Собор Св. Марка и другие богатства. Византия была сильным соперником Венеции в торговле на Средиземном море. После раздела Византии Венеции достается большинство островов в Эгейском море, а также острова Керкира (Корфу) и Крит. Венеции досталась и часть славянских территорий, известных как Иллирия. В 1291 году все производство стекла собрано на острове Мурано и секреты тщательно охраняются — венецианский патрициат понимает, что такое экспортный товар и не собирается делиться своей монополией.

К 1297 г. складывается строй Венецианской республики, которая, по своей сути, была властью аристократической олигархии. В борьбе за преобладание в торговле Венеция столкнулась с другой олигархической республикой — Генуэзской. 1423-1457 гг. — время правления Дожа Франческо Фоскари, при котором происходило наибольшая территориальная экспансия Венецианского государства. Его владения простирались от Альп до реки По и до Бергамо на западе. Под власть Венеции попал даже Кипр. Венецианский флот насчитывал 3000 судов, а торговлю с другими странами обеспечивали 300 крупных кораблей. В то время Венецию называли «Хозяйкой всего золота Христианского мира». Вскоре венецианцы столкнулись с Турцией, которая захватила контроль над путями на Восток. А ведь венецианцы не знали здесь соперников со времен Марко Поло. Эпоха Великих географических открытий, начавшаяся с открытия Америки Христофором Колумбом, ознаменовалась усилением позиций других европейских государств, которые постепенно начинают вытеснять Венецию с ее традиционных торговых путей. Но Венеция еще сохраняла свое значение как крупнейший финансовый центр. Город был одним из центров Возрождения. Венецианские художники (и прежде всего Тициан) прославили особый тип венецианской красоты с белокурыми волосами и пышными формами. Живописная венецианская школа, просуществовавшая до 18 века (В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто, Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди) создала особый бархатный колорит, воспевала пышные празднества, особую театральность в жизни, как парадную, так и камерную. Уже в 18 в. Каналетто запечатлел свой любимый город во множестве видов, воспел его красоту и величие, в то время уже бывшее в прошлом.

В 1508 г. Папа Римский, германский, испанский, и французский монархи объединяются с тем, чтобы подорвать венецианскую империю, которая была их крупным кредитором. В 70-х годах 16 века Венеция снова вступает в войну с турками и теряет Кипр. В 17 веке по могуществу Венецианской республики наносятся существенные удары. Габсбурги начали интенсивное развитие торговой гавани в Триесте. В войне с Австрией Венеция поддержала французов, однако в это самое время разражается страшная эпидемия чумы, в результате которой за полтора года умерло около 50000 жителей города.

В 1796 г. вторжение войск Наполеона Бонапарта в пределы Венецианской республики ознаменовало ее закат. 1797 г. Большой Совет объявляет об упразднении Венецианской республики. Осенью этого же года Франция уступила город и всю провинцию Австрии. Венеция навсегда потеряла свою независимость. В 1846 г. Венеция перестала быть островом. Закончилось строительство железнодорожной магистрали Милан—Венеция, и «Королеву Адриатики» соединили с материком четырехкилометровым мостом.

Площадь Сан-Марко

Площадь Сан-Марко. Сердце Венеции — удивительно красивая площадь Сан-Марко, выходящая прямо к морю. На площади — изобилие голубей, которые рассчитывают поживиться от туристов. Расположившись на вершине колонны, крылатый лев — геральдический символ Венеции — обозревает грандиозный собор Сан-Марко; каменное кружево дворца Дожей; вонзившуюся в небо колокольню, где Галилео Галилей в 1609 году установил свой первый телескоп. В древности площадь была не такой большой и пересекалась каналом Ботрио, который был закрыт в 1160 году. Напротив Собора Св. Марка стояла церковь Сан-Джеминиано и на площади росли виноград и фруктовые деревья. Эта церковь была разрушена Наполеоном и на этом месте построено «Ала Наполеоника».

Собор Св. Марка построен на месте, где стояла до 828 церковь, посвященная покровителю города Св. Теодору. После того, как из Египта были привезены мощи Св. Марка, началось строительство нового собора. в 9 в., с XI в. ведет свою историю современное здание. В 1094 собор был торжественно освящен, но здание продолжало строиться и украшаться. Собор построен в византийском стиле. Пять порталов, соответствующих пяти входам и богатый мраморный декор фасадов дополняют замечательные по своей яркости мозаики над входами. Порталы обрамлены двумя ярусами колонн и скульптурой. Часть рельефов привезена из разграбленного крестоносцами Константинополя. Некоторые рельефы венецианской работы представляют различные ремесла, которым так много обязана республика. Мозаики выполнялись и венецианцами. Мозаика над главным порталом выполнена в XIX веке на тему «Страшного Суда». Четыре другие представляют историю похищения и прибытия в Венецию мощей Св. Марка. Лишь крайняя левая сохранилась с XIII века.

Над центральным входом находится четверка коней (ныне копии, оригиналоы в Музее собор). Кони привезены из Константинополя дожем Дандоло, виновников падения Византии. Внутри собор еще больше поражает красотой и величием. Мозаики здесь занимают четыре тысячи квадратных метров площадей, многие из мозаик золотые. Кроме мозаик, посетителей поражает богатство и изобилие цветных мраморов. Большинство мозаик интерьера и особенно пола вывезено из Константинополя. Отсюда же вывезена и главная икона собора — Мадонна Никопея. Золотой же алтарь выполнен константинопольскими мастерами по заказу венецианских дожей.

Снаружи собор завершается пятью огромными куполами, покрытыми свинцом с позолоченными крестами. Собор считался капеллой Дожей. Здесь освящались все решения. У собора лежит камень для объявлений (pietra del banolo), на котором за многие столетия появлялись самые парадоксальные в мировой юриспруденции законы. Например, закон 1460 года повелевал венецианским гражданкам быть добрыми, ласковыми и побольше есть, чтобы приобрести пышные формы, распаляющие мужское сладострастие, дабы прекратить распространение гомосексуализма. Если смотреть на собор Св. Марка, то слева от него находятся часовая башня и Старые Прокурации (резиденция прокуроров Республики). С правой стороны — Новые Прокурации.

Отдельно от Собора стоит его мощная колокольня (кампанила). Построена в 888-1517 гг. Ее высота 96,8 метра — самое высокое сооружение города. В 1902 она рухнула, в 1912 была восстановлена. На вершине колокольни, которая в былые времена служила и маяком для кораблей, помещена позолоченная статуя ангела, которая движется от ветра. Именно на колокольне Галилео Галилей показывал дожам изобретенный им телескоп. У подножия колокольни в XVI в. построена открытая галерея — лоджета (арх. Я Сансовино). Она богато украшена арками и статуями.

Часовая башня построена архитектором Мауро Кодусси в стиле Ренессанс. Башня украшена статуей Льва Сан-Марко. Часы отбивает колокол, управляемый двумя гигантскими бронзовыми фигурами, прозванными маврами — вероятно, из-за цвета бронзы. Еще два украшения Пьяцца Сан-Марко — колонны, привезенные крестоносцами в XII веке и названные Марко и Тодаро.

Дворец дожей

Первый Дворец Дожей (Палаццо Дукале) был построен тысячу лет назад. От него ничего не сохранилось. В 1340-1419 был выстроен тот дворец, которым мы любуемся сейчас.. В его архитектуре видны влияния трех великих стилей — готики, мавританского и Ренессанса. Сам же каркас здания — византийский. Нижняя часть здания — портик с аркадой, опирающийся на 36 колонн с разными капителями. Размер фасада со стороны Сан-Марко 71 м, а со стороны Пьяцетты 75 м. Центральную часть обоих фасадов украшают два богато отделанных балкона, на которых дож являлся народу. Дож избирался пожизненно и являлся живым символом республики. Его избрание, посвящение и венчание обставлялись с большой пышностью. Обряд венчания дожа с морем сейчас воспроизводится для туристов.

Венеция. Дворец дожей. Вид со стороны внутреннего двора. Строительство начато в 9 в., завершено к 16 веку.

С левой стороны дворца — статуя четырех тетрархов, вывезенная из Византии. Изваяны эти фигуры в IV в. Главный вход во дворец (Порта делла карта) отличается особой нарядностью. Он закончен архитектором Б. Боном в 1438. Над входом вездесущий Лев Св. Марка, перед которым на коленях дож Ф. Фоскари (сегодня мы видим копию XIX в., оригинал утрачен). Длинная колоннада (портик Фоскари) ведет дальше во внутренний двор. Здесь потрясающе прекрасна решетка Лоджии Сансовино (1735-37, Антонио Гаи).

 

 

 

Дож поднимался в свои апартаменты по парадной Золотой лестнице. Также в верхней части Дворца расположены зал Совета, зал Сената, зал Коллегии и др. Зал Сената, перестроенный после пожара 1574 года, украшен бесценными живописными полотнами Якова Пальмы-младшего, Доменико Тьеполо и др. прекрасных художников. У одной из стен возвышается трибуна с троном дожа. На картинах Венеция аллегорически изображается в виде прекрасной молодой женщины. Зал Большого Совета еще более роскошен. Несмотря на то, что его размеры 54х25 метров, в зале нет колонн. Отделка XIV-XVI веков погибла при пожаре, новые живописные композиции были выполнены в основном в 1585 году. Над этим залом работали такие ведущие художники своего времени как Веронезе, Тинторетто, Якопо Пальма, Франческо Бассано. Зал для голосования (Салла делло Скрутино) украшен фризом из портретов дожей. В честь дожа Франческо Морозини, победившего турок, построена большая триумфальная арка прямо в зале. Зал Коллегии украшен картинами Веронезе и Тинторетто. Очень ценная коллекция боевого оружия собрана в Оружейной палате.

Через канал от Дворца находится тюрьма, в которую заключенные после осуждения во Дворце Дожей попадали по мосту Вздохов. Через Его решетчатые окна они в последний раз могли видеть свободный мир. Сама тюрьма овеяна многочисленными легендами. Она считалась очень страшной, из-за свинцовой крыши в ней было очень жарко летом и холодно зимой. Здесь же рядом рельеф «Уста Истины», в отверстие в котором можно было вкладывать доносы.

Достопримечательности

Таможня играла в жизни самого большого порта юга Европы, конечно, не последнюю роль. изящное здание таможни оформляет мыс, врезающийся в лагуну. Близ таможни — церковь Санта-Мария делла Салюте (Здоровья), построена в 1631-81 в благодарность за избавление от чумы. На острове Сан-Джорджо, вид на который открывается из Дворца Дожей, расположены церковь с кампанилой и монастырь, носящие имя Св. Георгия. Это — прекрасное в своей соразмерности и стройности творение великого А. Палладио, чье творчество не спроста считалось вершиной архитектуры Ренессанса. Церковь Санта-Мария Формоза возведена в VII веке, в конце 15 века перестроена. Купол дважды восстанавливался после обрушения. Церковь Св. Захария (Сан-Дзаккария) впервые выстроена в IX веке, перестраивалась в X-XI вв. и современный вид приняла в XV в. Ее украшением являются полотна знаменитых художников, особенно «Мадонна» Джованни Беллини.

Церковь Санта-Мария делла Салюте

 

Венеция. Церковь Санта-Мария делла Салуте. 1631-81. Построена в благодарность за избавление от чумы.

Кампо Санти-Джованни э Паоло — одна из красивейших площадей Венецией. На нее выходят церковь Санти Джованни э Паоло (1430), Скуола Гранде ди Сан-Марко (1260). На площади возвышается памятник Бартоломео Коллеони работы гениального А. Верроккио. Сам Коллеони был одним из кондотьеров, то есть главой наемников, которые сражались здесь в Средние века. Церковь Санта-Мария деи Мираколи — одно из первых творений Возрождения в Венеции, создание архитектора Пьетро Ломбардо. Скала по-итальянски «Лестница». Скала дель Боволо — замечательный памятник Ренессанса, создана в XV веке. Чтобы посмотреть на нее, надо пройти во двор.

 

Мост Риальто

Венеция. Мост Риальто, перекинутый через Большой канал. Прежде по обеим сторонам моста располагались лавки менял, сейчас там продаются сувениры Мост Риальто — самый знаменитый из венецианских мостов, долгое время это был единственный мост через Большой канал. Нынешний каменный мост построен в XVI веке по проекту Антонио Да Понте. Этот мост некогда был средоточием финансовой жизни города. Сейчас здесь расположены сувенирные лавки. Церковь деи Фрари — церковь братьев из ордена францисканцев построена между 1340 и 1464 годами в готическом стиле. Она отличается внушительным внутренним интерьером. В ее алтаре находится один из величайших шедевров Тициана — «Вознесение Марии» (Ассунта). Среди других произведений искусства также немало шедевров. Здесь же — гробницы Тициана, А. Кановы, нескольких дожей.

Палаццо Ка д’Оро (Золотой дворец)

Венеция. Палаццо Ка д’Оро (Золотой дворец). 14 в. Немало богатых венецианцев строило себе палаццо, отделанные с роскошью и вкусом. Дворец Вендрамин Калерджи создан архитектором Мауро Кодусси и отличается строго симметрией фасада. Здесь жил и умер композитор Рихард Вагнер, а сейчас здесь Венецианское казино. Дворец Пизанио Моретта (XV в.) построен в готическом стиле и известен своим большим залом с росписями Тьеполо, украшенном зеркалами и великолепными люстрами. Дворец Ка д'Оро (золотой дом) построен в XV веке и с тех пор потерял позолоту, которой был украшен. В XIX в. он принадлежал коллекционеру Джорджо Франкетти, который подарил его государству вместе со всем собранием живописи и скульптуры. Палаццо Лабия построен уже в поздний период, в XVIII веке и знаменит росписями, в которых изображается история Антония и Клеопатры кисти Тьеполо.

Мурано

Мурано — небольшой остров некогда приносил Венеции львиную долю доходов. Здесь в достатке и даже изобилии содержались мастера-стекольщики. Главный памятник — базилика Сан-Донато (VII-XII вв.). В главной апсиде — позолоченное изображение Богоматери. Эта церковь выстроена в древнем романском стиле и подвергалась лишь незначительным перестройкам. И поныне работают стекольные заводы, можно приобрести изделия, воспроизводящие все времена и стили, которые пережил Мурано. Представляют также интерес дома стекольщиков. Бурано — остров, который охранялся не так строго как Мурано. Здесь жили кружевницы. Наиболее выдающееся сооружение — колокольня Св. Мартина. Кружева можно приобрести здесь и поныне, обычно это кружевные скатерти.

Остров Мурано — родина искусных итальянских стелодувов. На острове Торчелло сохранились два наиболее прекрасных памятника — Собор Санта-Мария Ассунта (впервые заложен в 639 г.) и церковь Санта-Фоска. Архитектура собора сохраняет византийские черты. Над входом расположены огромные мозаичные композиции, в алтаре — фигура Мадонны на мозаичном золотом фоне. Над одним из каналов, пересекающих остров — Мост Дьявола. Лидо — курортный остров находится в 20 минутах плавания от площади Сан-Марко. Это 10 км благоустроенных пляжей, казино и самых роскошных отелей. Лидо — один из самых старых курортных районов в мире.

 
загрузка...