Милан — второй по величине город Италии (население — 1,7 млн. жителей) считается ее индустриальной столицей. Милан — крупнейший промышленный, финансовый, торговый и транспортный узел страны, но также важный культурный центр. Город знаменит своими музеями, картинными галереями, театрами, памятниками архитектуры, учебными заведениями (университет, консерватория, Академия искусств и др.). Конечно, самый далекий от музыки человек все же слышал, что есть на свете такая опера — «Ла Скала» (лестница). Милан, что немаловажно — столица итальянской моды. Здешние магазины порадуют выбором самых избалованных модниц. Самые престижные магазины расположены на улице Монтенаполеоне.
Согласно сведениям историка Тита Ливия, Милан возник как кельтский (галльский) город. Расположение города благоприятствовало его развитию, так как через него проходили пути на север. Согласно тому же Титу Ливию, название города Медиоланум (Mediolanum) произошло от его месторасположения: «медио» — посередине, «плано» — равнина. В 223 г. до н. э. Медиоланум был завоеван римлянами. Процесс превращения кельтского города в римский происходил спокойно и вскоре Милан стал административным центром Цизальпинской Галлии. С распадом империи Милан становится резиденцией Императора Запада. Кстати, именно в Милане в 313 г. был издан знаменитый Эдикт, в силу которого можно было свободно проповедовать христианскую религию.
Но через некоторое время развитие города приостановилось, так как из-за нашествия варваров столицу области пришлось перенести в Равенну. В 536 году Милан был взят варварскими племенами, население было истреблено, город разграблен и разрушен полностью. Восстановление Милана началось только после прихода лангобардов, которых, в 774 году сменили франки Карла Великого. Завоевание власти франками носило скорее религиозный характер, поэтому в Милане фигура архиепископа приобрела особое значение. В городе свято почитался и почитается и по сей день один из первых епископов — Амвросий Медиоланский (Сант-Амброджо). Возможно лишь благодаря этому удалось создать коммуну — гражданскую автономию примерно в 1000 году. В атмосфере обновлений вместе с городской экономикой развивалось сельское хозяйство прилегающих областей. В 1158 году на территорию Италии вторгся император Фридрих Барбаросса и взял Милан. В 1167 году восставшие коммуны Ломбардии создали Северную Лигу и в 1176 году в битве при Леньяно разбили войска Барбароссы. Однако после этого разгорелась внутригородская борьба за власть. Победил род Висконти, разогнавший коммуну и создавший синьорию. После смерти последнего из Висконти Филиппо Мария в 1450 г., власть перешла к Франческо Сфорца, основателю собственной синьории и герцогской династии. И Висконти и Сфорца приглашали в свой город самых выдающихся мастеров своего времени, включая Леонардо да Винчи. Но интриги того времени не позволили Милану окрепнуть и в итоге привели к тому, что в 1535 году миланское герцогство перешло под власть испанцев до 1713 года. После того, как в самой Испании начался разлад, Милан сначала отошел к Австрии, а затем, в 1796 году завоеван войсками Наполеона. В 1814 Австрия вновь присоединила Ломбардию к своим владениям. В ходе Рисорджименто (борьбы за объединение Италии) в 1859 году король Италии Витторио Эмануэль Второй и король Франции Наполеон III вошли в Милан. В конце XIX века здесь начался рост итальянской промышленности, здесь зародилось итальянское автомобилестроение.
Самый древний архитектурный памятник — базилика Сант Амброджо (IV век). Значительный след оставила эпоха Возрождения: сохранились церковь Санта Мария-делле-Грацие со знаменитой «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи; замок Сфорца, служивший крепостью и резиденцией миланских правителей; галереи Брера и Амброзиана. Тем не менее общий архитектурный облик города определяют здания конца XIX века. Как и во многих городах Италии, здесь воздвигнут памятнику королю Виктору-Эммануилу и галерея его имени. Много архитектурных деталей появилось в Милане и в правление Муссолини.
Самый знаменитый архитектурный памятник и символ Милана — Миланский собор (Дуомо), один из мировых шедевров готики. Его строительство продолжалось с 1386 года до середины XIX века, да и сейчас время от времени собор подновляют, поэтому «вечная стройка» вошла у итальянцев в поговорку. Архитекторы А. и Ф. дельи Органи, Дж. А. Амадео, К. Солари, П. Тибальди и др. Собор расположен в центре города и представляет собой грандиознейшее и сложнейшее сооружение готической архитектуры. Облицованный белым мрамором, украшенный по верху многочисленными башенками и шпилями, резными карнизами, собор кажется невесомым, кружевным. От загрязненного воздуха мрамор собора становится иногда серым и тогда его чистят до первозданной белизны.
Справа от собора находится желтое здание королевского дворца, которое до 1138 года было зданием городского управления, потом герцогским дворцом Висконти и Сфорца. Дворец был сильно разрушен в 1943 из-за бомбежек, но восстановлен и теперь здесь располагается государственный музей современного искусства и музей собора Дуомо. Из-за своей архитектуры он прозван «Миланский Кремль» ( и в самом деле Московский Кремль — его копия). Миланская базилика Санта Мария делла Грацие XV века примечательна своим куполом работы Донато Браманте (1492 г.). А перед церковью находится знаменитая трапезная с прославленной фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Другие памятники: Церковь Св. Маурисио монастыря Маджоре (Corso Magenta), Церковь Св. Амброджио (была построена IV веке, но перестраивалась в 9-11 веках и в настоящее время является прекрасным образцом ломбардского романского стиля), Церковь Св. Лоренцо — Раннехристианская церковь, перестраиваемая несколько раз. Сохранила мозаики IV века. Перед ней сохранился портик из 16 римских колонн. Церковь Св. Эусторджо (Романская церковь, в одном из нефов находится капелла Портинари — жемчужина эпохи Возрождения (XV век) с фресками В. Фоппа (1468 г.).
Пинакотека Брера — картинная галерея в Милане. Основана в 1809. По своему богатству ее можно сравнить только с галереей Уффици во Флоренции. Западно-европейская, в основном итальянская (Мантенья, Рафаэль, школа Леонардо да Винчи, ломбардские фрески), живопись.
|