загрузка...

Стрельна

Индекс материала
Стрельна
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 

Стрельна — поселок на южном берегу Финского залива, расположен в 19 км к западу от Петербурга. Административно Стрельна подчинена Петродворцу. Мыза Стрельна вблизи речки Стрелки, впадающей в залив, существовала на протяжении многих столетий. Петр I оставил за собой в качестве личного владения наряду с Петергофской мызой и Стрельнинскую. Здесь он собирался устроить «Русскую Версалию». В 1707 году в Стрельне существовали особые «хоромы», предназначенные для остановок Петра I, и церковь. Вскоре был построен деревянный дворец, вблизи которого разбили сад и устроили два фонтана. В 1714 году началось строительство нового дворцово-паркового ансамбля с большим регулярным парком. Для создания водоема, способного обеспечить действие значительного количества фонтанов, по замыслу Петра I в 1715 году Стрелку перегородили плотиной, и образовался обширный пруд (ныне Орловский). Первый генеральный план Стрельны был разработан в 1716 году Б. К. Растрелли. Осенью 1716 года работы по Стрельне были переданы архитектору Ж. Б. Леблону. В течение двух лет Леблон развернул работы по планировке сада, рытью и отделке каналов и посадке деревьев. В 1719 году строительство в Стрельне возглавил архитектор Н. Микетти. Он разработал план Стрельнинского дворца, заложенного в июне 1720 года. В 1721 году руководство строительством было поручено М. Г. Земцову, который оставался архитектором «стрельнинского строения» около 20 лет.
В 1747-1761 годах работами руководил архитектор В. В. Растрелли. В 1797 году Стрельнинский дворец и парк перешли в собственность сына Павла I, Константина. В конце 18 и начале 19 века работы в Стрельне вели В. Бренна, А. Н. Воронихин, а в 1850-х годах — А. И. Штакеншнейдер. В 1847 году Стрельнинский ансамбль стал летней резиденцией сына Николая I Константина Николаевича. С этого времени дворец и парк получили наименование Константиновского. После 1918 года здания-памятники, находившиеся в Стрельне, были взяты под охрану. С 28 сентября 1941 года по 19 января 1944 года Стрельна находилась в зоне фашистской оккупации. Гитлеровские войска нанесли Стрельне и ее паркам значительный ущерб: сожгли деревянную церковь петровского времени, Большой Стрельнинский дворец, повредили деревянный Петровский дворец. В послевоенные годы были проведены реставрационные работы, начато восстановление Стрельнинского парка.
Достопримечательности
 Константиновский дворец
Крупнейшее сооружение Стрельнинского ансамбля — Большой (Константиновский) дворец — одно из наиболее оригинальных произведений русской архитектуры первой четверти 18 века. Трехэтажное каменное здание двора воздвигнуто на двадцатиметровой естественной гряде, склон которой декорирован со стороны моря террасой. Главный фасад, обращенный к морю, композиционно связан с аркадами грота. Монументальное здание замыкает перспективы каналов и аллей, придает панораме Нижнего парка торжественность. Средняя часть центрального корпуса дворца выделена объемом, ступенчатой кровлей, балюстрадами и башенкой-бельведером. Фасад центральной части прорезан тремя высокими арками. Этот сквозной проем, обрамленный сближенными колоннами, — один из декоративных мотивов в композиции дворца. Колонны римско-дорического ордера, несколько выдвинутые по отношению к фасаду, несут балкон, на который выходят широкие полуциркульные окна. Лучковый фронтон, пилястры и лепка дополняют декор средней части дворца. Боковые части северного фасада акцентированы пилястрами, охватывающими два этажа, фигурными наличниками и сандриками окон, в которые вкомпонованы раковины и маскароны (сохранилось несколько первоначальных свинцовых маскаронов). Южный фасад дворца имеет в плане П-образную конфигурацию. Строительство Стрельнинского дворца велось в 1720-1726 годах по проекту архитектора Н. Микетти. С 1723 года производством работ по дворцу руководили М. Г. Земцов, Т. Н, Усов, П. М. Еропкин. В 1751-1761 годах работы «по возобновлению» Стрельнинского дворца велись по чертежам и указаниям В. В. Растрелли. В 1802-1804 годах по чертежам А. Н. Воронихина растреллиевская барочная отделка была в значительной степени уничтожена, и интерьерам был придан облик, характерный для архитектуры классицизма. В 1832-1850 годах архитекторы Х. Мейер и А. И. Штакеншнейдер вновь обновляли интерьеры дворца.
 Мраморный зал Константиновского дворца



 
загрузка...