Киото — город храмов и монастырей, сердце древней земли Ямато. Киото считается олицетворением японской культуры. Современность здесь не только не затмила древность, но слилась с ней в единое целое. Внезапные скачки от шумной цивилизации к тщательно оберегаемой тишине дворцов, садов и храмов в Киото на каждом шагу. Неподвластная времени красота — именно это расхожее выражение напрашивается при знакомстве с Киото.
Город то становился жертвой междоусобных войн и пожаров, то переживал времена расцвета как центр японской политики, экономики и культуры. Волны истории смыли многие уникальные постройки, но и то, что осталось, поражает воображение. На 1,96 млн. жителей сегодняшнего Киото приходится около 2000 храмов (17 из которых находятся под защитой ЮНЕСКО), сотни парков, десятки старинных дворцов. Пятая часть причисленных к национальным сокровищам архитектурных памятников и примерно такая же доля особо ценных произведений искусства Японии сконцентрированы в Киото. Город называют музеем древности и национальной сокровищницей.
Особое очарование Киото придает неповторимая гармония всех его многочисленных сооружений с окружающим ландшафтом. Храмы и дворцы как бы вырастают из вод озер и склонов холмов, лишь подчеркивая собой естественную красоту пейзажа. Эти места считаются высшей фазой развития японского мастерства «слияния с природой». Киото основан в 792-794 гг. и до 1868 г. (на протяжении 1074 лет) официально считался столицей страны и резиденцией императора.
Из культовых (и не только) соображений императорскую резиденцию переносили на другое место с каждым новым правителем. В 784 г. император Камму (781-806) и ставший у власти могущественный род Фудзивара задумали перенос столицы страны в район современного Киото из соседнего города Нара. Для строительства новой столицы была выбрана деревня Уда в уезде Кадоно. Первоначально это место называли Хэйан-ке — «Столица Мира и Спокойствия». В 793 г. здесь начали возводить новый город по китайским образцам градостроительного искусства. Город имел форму строго ориентированного по сторонам света прямоугольника. В центре находился императорский дворец, от которого тянулся проспект шириной 80 м, деливший столицу на восточную и западную половины. Прямые как стрелы проспекты пересекали под прямым углом широкие улицы. Улицам не давали никакого названия, их просто нумеровали, начав отсчет с севера, где располагался обширный дворцовый квартал. Полностью осуществить грандиозный проект не удалось. Город постепенно расширялся и застраивался дворцами, храмами, монастырями, туда стекался и ремесленный люд. Торговцы открывали там свои лавки и меняльные конторы. Монастыри вокруг Хэйан превратили его в крупный религиозный центр. Город оставался центром духовной и политической жизни с 794 по 1185 гг. (период Хэйан).
В истории города Киото выделяется XI в., который называют золотым: именно в то время написаны известные во всем мире произведения японской классической литературы — «Повесть о Гэндзи» Мурасаки Сикибу и «Записки у изголовья» Сэй Сенагон. В 1177 г. Хэйан сгорел дотла и был отстроен заново и переименован в Киото (Столичный город). Но резиденция сегунов из клана Минамото переместилась в Камакура. В 1333 г. власть завоевали феодалы юго-западных районов Хонсю из рода Асикага и столицу вновь перенесли в Хэйан (к северу от старого центра, в район Муромати). Наступил период Муромати (1333-1573).
Город пережил сложную, временами тяжелую судьбу. На какое-то время им владели воинствующие орды монахов, потом он стал жертвой войска сегуна и нескончаемых междоусобных распрей различных княжеских кланов. Когда в 1569 г. этот город завоевал Ода Нобунага, то нашел его в плачевном состоянии. Нобунага и его преемник Тоетоми Хидэеси не пожалели средств на восстановление города. И хотя, оставаясь лишь местом пребывания императора, при возросшем влиянии сегунской столицы Эдо (Токио) в правление Токугава Киото уже больше никогда не смог достичь своего былого значения, он до сих пор остается неоспоримой культурной столицей Японии.
Символами Киото считается также лежащий на берегу живописного «зеркального» озера храм Рокуондзи, дворцовый ансамбль Кацура (XVII в.), и храм Тенрюдзи (XIV в.). Императорская вилла Кацура Рикю (1624 г.) и поныне используется живущими в Токио членами императорской фамилии. Для посещения виллы требуется разрешение ведомства императорского двора, которое необходимо ждать несколько недель. Посещение виллы рассчитано по минутам и состоит из недолгой прогулки по причудливо извивающимся дорожкам парка, с каждого изгиба которых открываются все новые виды. Гармонично вписываются в окружающий ландшафт каменные фонари, мосты, павильоны, беседки. Парк был задуман для прогулок и любования пейзажами. Кое-где на ленте тропок врыты в землю плоские камни — так отмечены места, с которых открываются особенно красивые садовые пейзажи: миниатюрные «горные перевалы», «водопады», «морские берега», живописные «деревушки». В центре виллы расположены три павильона-кабинета «сеин», установленные на довольно высоких сваях. Они не только напоминают о происхождении дальних предков японцев из тропических лесов Юго-Восточной Азии, но и защищают от нередких разливов речки Кацура. Есть в саду и озерко, без которого невозможно представить себе традиционный японский сад.
Знаменитый мастера чайной церемонии, поэт и садовый архитектор Кобори Энсю, согласившийся разбить парк, поставил перед сегуном из династии Токугава три условия: не ограничивать в средствах; не торопить со сроками; не впускать никого до полного окончания работ. Только в 1624 г., через четыре года после начала работ, на дорожки виллы Кацура вступили первые посетители, с тех пор не затихают голоса восхищения. В настоящее время завершена полная реставрация виллы, потребовавшая шести лет упорной работы многих десятков специалистов.
Одним из великих монастырей Киото считается Тофукудзи («Храм сокровищ Востока»), построенный в 1236 г. и восстановленный после пожара в XV в. Тофукудзи, помимо пологих холмов, речки, изящного мостика и замечательной архитектуры, славен еще и прекрасно подобранной коллекцией традиционной живописи.
На высоком утесе горы Отова построен посвященной богине Каннон храм Киемидзу-дара («Храм чистой воды») с ритуальным водопадом. Храм был основан в 798 г. и последний раз перестроен в 1633 г. Неподалеку от него стоит древнейшее синтоисткое святилище Киото — Ясака-дзиндзя, с которым связан праздник Гион, ведущий свою историю с 869 г., когда он отметил избавление жителей города от эпидемии чумы.
Самый древний храм Киото То-дзи был построен спустя два года после основания города, а в 823 г. стал резиденцией основателя секты Сингон Кобо Дайси. Главный зал — одна из самых больших культовых построек. Пятиярусная пагода (56 м) — самая высокая в Японии. В сокровищнице собрана большая коллекция бесценных живописных свитков и других предметов искусства. В Киотской башне находится туристический информационный центр.
Монастырь Хигаси-Хонган (Хигаси-Хонган-дзи) является резиденцией Отани — ветви секты Дзедо-Син. Почти все здания построены в XIX в., но являются точной копией строений в стиле Момояма. Особого внимания заслуживает реконструкция великолепных, предназначенных исключительно для императорских послов ворот Токуси, находившихся первоначально в легендарном замке Хидэеси в Фусими под Киото. В саду Сосей (Сосей-эн) находилась резиденция настоятеля монастыря Кикокутей. В ней собрана часть оригинальных построек дворца в Фусими, перенесенных сюда после смерти Хидэеси. Пейзажный сад частично является творением Кобори Энсю.
Храм Ниси-Хонган (Ниси-Хонган-дзи), резиденция второй половины разделенной Иэясу секты Дзедо-Син, построен в 1272 г. и перемещен на современное место в 1591 г. В Главном зале (1760 г.) находится статуя Будды-Амиды. Огромный зал для государственных церемоний и светских приемов Хидэеси — Сиро-Сеин. Жилые и гостевые комнаты названы соответственно художественному оформлению (Павлинья, Воробьиная или комната Плакучей ивы). Все помещения отличаются чрезвычайно дорогой отделкой. На золоченом фоне раздвижных дверей знаменитые художники и резчики по дереву школы Кано оставили изображения растений, зверей, пейзажей во всем их красочном многообразии. Великолепная, частично раскрашенная резьба украшает поверху деревянную дверную раму и кессонный потолок.
В юго-восточной части территории храма стоит несколько скрытый от глаз павильон Хиун-каку — чайный домик, баня и помещение для отдыха Хидэеси. Наверху — маленькая комната для наблюдения за Луной. Асимметричное, с бумажными раздвижными дверями двухэтажное здание из некрашенного дерева своей одухотворенной элегантностью производит впечатление намеренно созданного противовеса тяжелым, массивным строениям государственного назначения.
В юго-западной части города находится храм Сандзю-сангэндо. «Сандзю-сан» означает «33» — таково число одинаковых промежуточных помещений между колоннами, символизирующих 33 ступени воплощения богини Каннон в человека. Внутри зала стоит длинный ряд из 1001 маленькой статуи Каннон и 28 фигурок ее приверженцев. Статую тысячерукой Каннон (высота 3 м), относящуюся к наиболее значительным произведениям искусства эпохи Хэйан, создал в 1254 г. знаменитый японский скульптор Танкэй. Недалеко от храма находится Национальный музей (Коку-рицу хакубуцукан), с богатой экспозицией по японскому искусству и истории. Почти все экспонаты были переданы для хранения в музей монастырями и синтоистскими храмами региона Кансай. Почти в 2 км к северо-востоку от Национального музея на склоне горы расположился один из самых красивых храмов города — Киемидзу-дера. Строения заложенного в 805 г. храма относятся к периоду Момояма. Смелая по своему решению вертикальная деревянная конструкция высотой 50 м поддерживает на отвесном склоне горы искусственную платформу, на которой стоит храм. Отсюда открывается замечательный вид на Киото.
К самым изысканным достопримечательностям Киото относится двухъярусный «Серебряный павильон» (Гинкаку-дзи), построенный в 1489 г. как загородная резиденция сегуна Есимаса Асикага, а после его смерти превращенный в монастырь. Серебряный павильон был задуман в унисон Золотому. Чайная комната в павильоне размером в четыре с половиной татами считается классическим образцом подобных помещений. Помещение на втором этаже, выделяющееся своими типичными для архитектуры дзэн окнами в форме замочной скважины, предназначалось для уединенных наблюдений за полной луной. Отсюда виден лежащий внизу Сад дзэн. Гладь белого песка с геометрически точно выполненным усеченным конусом изображают китайское Западное озеро и гору Фудзи. Храм, песчаный и моховой сад, просторный парк, переходящий в горный лес, дорожки и ворота — все это образует замкнутое в себе воздушное и эстетическое единство, найти которое в столь совершенной форме можно очень редко.
Историческим центром города является изысканный старый императорский дворец Госе (основан в 794 г., нынешнее здание построено в 1855 г.). Со времен реставрации Мэйдзи сам император бывал здесь лишь изредка. Госе (дословно — «высокочтимое место») расположен в глубине огромного сада (площадью 84 га), который окружен длинной белой крытой каменной стеной, разделенной на равные квадраты коричневыми вертикальными бревнами. Главных ворот во дворце несколько, посетители могут пройти только через Кого-гомон и Сэйсемон. Ворота у южного входа (Кэнрэй-мон) использовались лишь тогда, когда в главном здании дворца проходили особо важные и торжественные церемонии. В наше время эти ворота открываются для обозрения широкой публикой лишь дважды в год, пройти через них может только император.
Императорский дворец несколько раз менял свое местоположение и перестраивался. Для императора Камму в 795 г. был построен дворец Дайдаири (Большой императорский дворец) на северной окраине города. От этого дворца не осталось даже пепла. Там, где сейчас находится Госе, располагался Сато-даири — небольшой сельский дворец, в котором император укрывался от всех бед и напастей, что случались в Дайдаири. Официальной императорской резиденцией Госе стал при императоре Когон в 1331 г. 28 поколений японских императоров жили в Госе, пока 26 ноября 1868 г. император Мэйдзи не переехал в Эдо. После многочисленных пожаров дворец был восстановлен в 1855 г. в своей первозданной красоте и величии. Он состоит из соединенных между собой крытыми коридорами 18 отдельных зданий. Японская дворцовая архитектура (так же, как и архитектура монастырей) предполагает существование различных построек, предназначенных для выполнения отдельных функций.
Госе — образец сочетания китайской пышности и японской изысканности. Композиционным центром дворца является Сисиндэн (выстроенный в конце VIII — начале IX вв. и реконструированный в XIX в.) — «Большой зал церемоний» или «Тронный зал», здесь в торжественной обстановке на престол возводили императоров. Подобно буддийским храмам того времени, это здание имеет высокую крышу с плавными очертаниями, вогнутую, как в Китае, однако с более спокойными и сдержанными линиями. Под карнизом крыши здание находится галерея, окруженная небольшой верандой. Фасад обращен на юг, к входу ведет большая пологая лестница, по обе стороны которой, как и в хэйанском дворце, слева посажена сакура, справа — мандариновое дерево. Заключенные в бамбуковую ограду они выглядят, как цветы в корзине. Сад покрыт белой галькой и выровнен граблями строго по геометрическим линиям, направленным к фасаду здания.
Интерьер Сисиндэн прост и величествен. В гладких отполированных досках пола отражаются массивные круглые столбы — неокрашенные, но тщательно выровненные и отполированные стволы деревьев. На возвышении под огромным шатром стоит императорский трон (такамикура) из лакированного красного сандалового дерева с перламутровой инкрустацией, его венчает птица Феникс. Расположенный за ним трон поменьше предназначен для императрицы.
К северо-западу от Сисиндэна располагается комплекс Сэйредэн (бывшие жилые покои императора), который с середины периода Хэйан использовались для дворцовых церемоний. Фасад этого здания обращен на восток, к другому саду из песка. Все здание сооружено над землей на невысоких подпорках, как в старинных синтоистских храмах, и окружено верандой с двумя небольшими лестницами, спускающимися в сад. И в этом здании есть императорский трон.
Во дворце Сюнкодэн хранилось священное зеркало во время коронации императора Тайсе (Йосихито). Император Сева (Хирохито) начинал свой тронный путь тоже в Киото. Две другие императорские регалии — меч и яшмовые подвески — хранились в Кэндзи-но ма. Торжественная церемония возведения на престол Акихито с соблюдением всех древних ритуалов проходила уже в императорском дворце в Токио. Комплекс включал в себя живописный пейзажный сад с водоемами, островами, скалами, мостами и беседками. Во внутреннем саду дворца есть чайный домик, расположенный на искусственно созданном холме. К востоку обращен павильон Осудзумисе, где император спасался от летней жары. К северу от него разместился Тесэцу, домик для чайной церемонии, пройти туда из Осудзумисе можно по галерее. Есть на территории дворца и пруд с деревянным мостиком. А во дворце Саннай-дэн император и члены императорской семьи обменивались новогодними поздравлениями, отсюда наблюдали за новогодним представлением. Дворец является национальным достоянием Японии и собственностью императорской семьи. Для широкой публики дворец открыли в 1946 г. Дважды в год, весной и осенью, в течение недели сюда можно попасть с экскурсией.
На юго-запад от Императорского дворца стоит роскошный замок дома Токугава — Нидзе (1603 г., площадь — 275 тыс. кв. м) с классическим японским садами — Ниномару и Сэйрю-эн. Многочисленные здания замка соединены крытыми коридорами и окружены массивными стенами и рвами, похожими на оборонительные крепостные сооружения. Здания с умеренно выступающими черными крышами и позолоченными фронтонами естественно вписываются в просторный, пронизанный светом ландшафтный сад. Внутренний дворец Ниномару славится уникальной системой «наруита» или «угуису-бари» («поющие» половицы — доски, когда по ним ступают, издают предупредительный сигнал). В 2 км севернее дворца Нидзе находится старинный шелковый квартал Нисидзин. В узких переулках можно увидеть шелкопрядильни под открытым небом, которыми издавна славился Киото, и где ткутся традиционный нисидзин-ори — текстиль с яркими цветными нитями.
На юго-восток от Императорского дворца находится храм Хэйан (Хэйан-дзингу), построенный в 1895 г. к 1100-летию основания города. Храм представляет собой точную уменьшенную копию Императорского дворца 794 г. (в масштабе 5:8), возведенного в китайском стиле, т. е. по строго симметричному плану. Ворота, слева от главного здания, ведут в очень большой и красивый ландшафтный сад. С юга к храму примыкает парк Окадзаки (Окадзаки-коэн). Здесь расположены Музей искусств и Музей современного искусства. На противоположной стороне улицы находится Театр но (Кандзе-кайкан). Самые знаменитые храмы города, открытые для широкого доступа находятся на северо-западе Киото.
Один из главных храмов дзэн-буддийской секты Риндзай — Дайтоку-дзи. Храм, состоящий из 23 сооружений, занимает обширную территорию, изолированную от города. Ворота Токуси-мон обращают на себя внимание изогнутой тростниковой крышей — первоначально они были частью старого Императорского дворца. Ворота Ка-ра-мон — в богатом стиле барокко периода Муромати были привезены из дворца Хидэеси в Фусуми. Двухэтажные ворота Сам-мон — творение величайшего мастера чайной церемонии Сэн-но-Рикю (1521-1591) — выделяются строгостью и ясностью стиля.
Небольшой храм Дай-сен (Дайсен-ин) в ансамбле Дайтоку-дзи и своим всемирно известным четырехчастным садом камней, и всеми постройками демонстрирует архитектуру дзэн в чистом виде. Здесь все помещения объединены под одной крышей — согласно принципам простоты, ясности и практической функциональности. Тенденцию к компактности во владениях самураев (Букэ-дзу-кури) диктовали соображения безопасности, в домах городских торговцев — элементарная экономия. Но в Дай-сен-ин архитектура строго следует религиозным принципам.
Четыре Сада камней, разбитые вокруг храма, имеют совершенно разные «характеры». Сад по имени «Великий океан», состоит исключительно из песка и мелкой гальки. Второй, самый маленький сад тоже совершенно сухой — без единого растения; определенное расположение камней имеет множество толкований. Третий сад — это дикий скалистый пейзаж с редкими деревьями и кустарником. Последний сад, «Срединный океан», очень строго и скупо оформлен единственным деревом и кустом. Несмотря на многочисленные толкования, все четыре сада ничего не навязывают посетителю, а служат лишь тихим местом для медитации.
Западнее находится один из лучших образцов японской национальной архитектуры и один из наиболее распространенных символов Киото «Золотой павильон» (Кинкаку-дзи), воздвигнутый в 1397 г. Все три этажа павильона окружены открытыми верандами. Крыша покрыта тончайшими золотыми пластинами, а на коньке установлено изображение бронзового феникса. Это изумительное строение с прилегающим к нему пейзажным садом было приобретено сегуном Есимицу для своей резиденции и переделано после его смерти в монастырь. В 1950 г. здание было сожжено сумасшедшим дзэн-послушником и восстановлено в 1955 г. Павильон и окружающий его ландшафтный сад с чайным домом образуют эстетическое единство неповторимой красоты.
В 20 мин. ходьбы отсюда находится самый значительный сад дзэн в Японии — сад камней храма Реандзи, созданный в 1473 г. мастером дзэн Соами. Этот сухой сад, окруженный скромной глиняной стеной, крытой черепицей, является непревзойденным образцом Каре-сансуи — сада из песка и камней. На светлом гравии, ровно уложенном длинными прямыми желобками — только 15 больших, поросших мхов, и маленьких камней, сгруппированных по 5, 2, 3, 2 и 3. Композиция задумана так, что пятнадцатый камень все время ускользает из поля зрения, «прячась» за другими камнями. Белый гравий волнообразно расходится вокруг них кругами, создавая впечатление островов в океане или поднимающихся из тумана гор. Парк, окружающий храм, разбит по принципу замкнутого ландшафта — находящиеся за стенами парка горы сознательно включены в планировку парка. Это становится особенно ясно, если смотреть с южного берега искусственного пруда, созданного в XII в.
Сад камней
Среди японцев более знамениты сад камней храма Самбо-ин, в котором три самых красивых камня передают «три разных настроения в реке Камо. Великолепный сад мхов храма Сайходзи защищен от орд туристов не только высокими стенами и дорогими входными билетами, но и обязательной для всех церемонией переписывания буддийской сутры (священный текст).
В Киото также находится старейший в Японии театр «кабуки» — Минамидза (город считается родиной этого искусства). Стоит посетить Национальный музей и Национальный музей современного искусства. Также процветают старинные традиционные ремесла — производство лаковых и бронзовых изделий, фарфора, кружев, вышивки, предметов религиозного культа, продукция которых может служить великолепным сувениром. В городе регулярно проводятся праздничные мероприятия и многочисленные религиозные церемонии, связанные с какими-либо из божеств или местных храмов.
В Киото регулярно проходят три главных фестиваля, которые известные не только в Японии, но и во всем мире. Это фестиваль Аои-Мацури, который проходит ранним летом, летний фестиваль Гийон-Мацури и фестиваль Джидай-Мацури, который проходит осенью. В Киото также проходит праздник Окуриби на пяти холмах Даймондзи — проводится с зажженными факелами в ночь на 15 августа в честь буддистского ритуала под названием О-бон или Урабон-е.
|